Теория у - Син (пяти элементов )Материалы по медицине / Восточная медицина. Мировоззрение и практика / Филосовская основа медицины древнего Китая / Теория у - Син (пяти элементов )Страница 1
Древние медики пришли к теории Пяти Элементов, исходя из философского учения ИНЬ - ЯНЬ.
Согласно представлениям древнекитайских врачевателей, в Природе существуют Пять Элементов, из которых состоит все и вся. Каждый предмет в Природе так или иначе относится к одному из указанных Пяти Элементов и содержит в своем составе четыре основных остальных в определенной, индивидуально-специфической пропорции.
Взаимоотношения между Пятью Элементами , строящиеся на математически строгих правилах (“порождение и подавление”), использовались целителями древности для объяснения, для вдумчивого овладения законами взаимопревращения веществ и процессов, для описания многообразных качественных и количественных взаимопереходов различных субстанций и сил одна в другую, для подробного ознакомления с внутренними взаимосвязями и структурами взаимоотношений Пяти Первоначал.
Идея единства и взаимопревращения Пяти Элементов используется в китайской традиционной медицине, к примеру, для классификации частей организма, определения выражений и признаков различных сторон физиологии , уяснения природы и специфики различных патологических симптомов и целых патологических функциональных комплексов. И все это рассматривается как в пределах самого организма, так и при анализе взаимоотношений между организмом пациента и явлениями внешней среды (разрушительными или исцеляющими)
Были выделены понятия “крайней противоположности” ИНЬ-ЯНЬ: ночь, зима, север - крайнее ИНЬ; день, юг - крайнее ЯНЬ, и “переходной противоположности”: переходное ИНЬ - вечер, осень, запад; переходное ЯНЬ - утро, весна, восток. Эти состояния отображаются последовательно, циклично.
Вселенная как целое и каждое отдельное живое существо как индивидуальные организмы состоят из одних и тех же Первоэлементов. Законы превращения и связи между Элементами едины и для Мироздания, и для биосферы, и для каждого живого организма. Именно это самое единство и составляет главное преимущество стихиальной модели анализа процесса жизнедеятельности организма. Космос и организм человека - Микрокосмос - подобны и по сути, и по субстанции, и по механизмам становления и развития !
Взаимные отношения между Пятью Первоэлементами можно представить в виде цикла качественного превращения различных энергий. Единая энергия непрерывно движется и преобразует свои проявления в различные формы, включающие в себя все частные, относительные явления. Эти явления, рассматриваемые как переходные стадии процесса преобразования энергии, можно классифицировать на пять основных “этапов преобразования”, занимающих промежуточное положение между ИНЬ и ЯНЬ.
В дальнейшем, изучая циклы, состоящие из четырех последовательных состояний, или этапов, древние ученые обобщили их и присвоили каждому из них символ. Под ним подразумеваются следующие обобщения:
-“ дерево” - символ рождения, возрастания;
-“огонь” - символ максимальной активности;
-“металл” - символ упадка;
-“вода” - символ минимальной активности.
Все четыре символа древние называли элементами основных этапов каждого цикла. К этим элементам они еще добавляют пятый элемент, который по их воззрению служит центром и осью для циклических изменений во всем мироздании. Этот элемент - Земля.
Теория Пяти Элементов основывается, таким образом, на учении о взаимопревращении ИНЬ и ЯНЬ, но анализ взаимопереходов и взаимоподавления Начал ведется на более глубоком уровне. Все пять движений , или Первоэлементов, связаны непосредственно с “ органами” человеческого тела, которые также взаимозависимы. Как и во всей Природе (в согласии с ритмом движения энергии ) в определенное время доминирует определенный Элемент, так и в организме человека в определенные периоды доминирует один из “органов”.
“Орган” в древнекитайской модели организма человека - это не только анатомическая структура. “Орган” - это целостная функциональная система, включающая самые различные процессы, тесно связанная с психическими состояниями.
Данная схема организации Вселенной была объявлена универсальной, т.е. ее элементы могли быть распространены не только на целое (Вселенная ), но и на составные части этого целого. Исходя из постулата универсальности, представители древневосточной медицины перенесли эту схему организации Вселенной на живые существа, в том числе на человека, проведя соответствие между пятью элементами и каждой составной частью человека, каждой физиологической функцией. Они же разделили все явления природы соответственно пяти элементам.
ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЙ
Дерево |
Огонь |
Земля |
Металл |
Вода | |
Цвет |
Зеленый |
Красный |
Желтый |
Белый |
Черный |
Вкус |
Кислый |
Горький |
Сладкий |
Острый |
Соленый |
Процесс развития |
Возрастание |
Кульминация |
Центр |
Упадок |
Покой |
Сезон |
Весна |
Лето |
Конец лета |
Осень |
Зима |
Орган |
Печень |
Сердце |
Селезенка |
Легкие |
Почки |
Секрет |
Слезы |
Пот |
Слюна |
Мокрота |
Моча |
Ткань |
Мышцы |
Сосуды |
Соединительная ткань |
Кожный покров и волосы |
Кость |
Органы чувств |
Глаза |
Язык |
Рот |
Нос |
Уши |
Психика |
Гнев |
Радость |
Размышление |
Тоска |
Страх |
Планета |
Юпитер |
Марс |
Сатурн |
Венера |
Меркурий |
Смотрите также
Инфузия мозга
Для проведения инфузии мозга
производится катетеризация поверхностной височной артерии. Катетер проводится в
сторону сердца, чтобы попасть в ствол общей сонной артерии (она несет около 70
% объема ...
Влияние на почки гликозидов и антибластомных средств
...
Уход за зубами
Состояние зубов имеет большое значение для здоровья
человека. Если зубы больны или отсутствуют, то пища плохо прожёвывается, часть
питательных веществ не усваивается, что нередко приводит к разл ...