Ранний детский аутизмМатериалы по медицине / Ранний детский аутизмСтраница 21
Различные подходы к развитию речи
Подходы к развитию речи у детей с тяжелыми формами аутизма различны. Отечественные специалисты делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодействии через установление и развитие эмоционального контакта. За рубежом поведение формируют с помощью отработки речевых стереотипов на основе подкрепления. Часть западных специалистов считает, что формирование звучащей речи у детей с тяжелыми вариантами аутизма вообще нецелесообразно, и предлагает развивать другие, неречевые формы общения.
Первый подход, если и позволяет сформировать речь, то достигается это очень редко и не скоро, становление речи происходит с большой задержкой в сравнении с возрастными этапами развития в норме, и эта задержка в дальнейшем не компенсируется. В случае западных подходов речь формируется, но она механическая, не гибкая, состоит из набора речевых штампов.
Наиболее оптимальным представляется сочетание обоих подходов(методика, которая разрабатывается М.Ю.Ведениной):на основе подкрепления создаются стереотип готовности к взаимодействию и выполнению инструкций, что помогает ребенку сосредоточиться и вести себя относительно адекватно и организованно. Это создает не обходимые условия для обучения. Одновременно усилия направляются на развитие эмоционального взаимодействия, внесения аффективного смысла в происходящее вокруг, на стимуляцию речевой активности.
Коррекционные занятия строятся по принципу чередования различных заданий и игры в строгом соответствии с расписанием на фоне четко дозированного эмоционального тонизирования. Входе занятий отрабатывается целенаправленное поведение, понимание речи, развивается практическая предметная деятельность, целенаправленная двигательная активность. Проводится и собственно речевая работа: вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания, имитация речи других. Каждое правильное выполнение задания поощряется теми средствами, которые хотя бы минимально привлекают ребенка.
Библиография:
1. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЕ, 2001
2. Гиндикин В.Я. Ранняя диагностика психических заболеваний. Киев, 1989
3. Гурьева В.А., Семке В.Я, Гиндикин В.Я. Психопатология детского возраста
4. Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996
5. Детская и подростковая психиатрия/ Пер. с нем. Т.Н. Дмитриевой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
6. Детская патопсихология: Хрестоматия/ Сост. Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2000
7. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО Пресс, 2001
8. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991
9. Жмуров В.А. Психопатология. – Иркутск, 1994 – С. 165 -203. – Т. 2
10. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: “Издательство союз”, “Лениздат”. – 2000
11. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: “Издательство союз”, 2000
12. Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков: Справ.пособие/ Под ред. В.Т. Кондрашенко. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001
13. Изард К. Эмоции человека. –М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980
14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001
15. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986
16. Общая психодиагностика/ Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1987
Смотрите также
Заключение
Социально-экономические
реформы происходящие в Российской Федерации, негативно сказались на положение
народа, что проявилось резким ухудшением медико-демографических показателей,
характеризующих со ...
Инфекционные заболевания передаваемые половым путём
...
Принципы дифференцированной иммунокоррекции
Известно,
что любое заболевание сопровождается развитием иммунодефицитных состояний
(ИДС). Существуют методы оценки иммунного статуса, которые позволяют обнаружить
пораженные звенья иммуносистемы.
...